Category: игры

Category was added automatically. Read all entries about "игры".

Norman

"С именем Господа, крестом и мечём в Царство Небесное с боем идем!": обзор варгеймов на 11-14в.

Во второй части обзора у нас варгеймы, которые обладают ярко выраженной индивидуальностью, но имеют ряд недочетов (или иными словами, шероховатостей), которые не позволяют мне рекомендовать их повсеместно.

Начнем с Терри Гора и его многострадального "Medieval Warfare". Сподвигнутый Брайаном Анселлом и Foundry на написание универсальных (и альтернативных WAB) правил на Античность и Средневековье, Терри Гор в целом неплохо подал средневековую армию как структуру из трех-четырех баталий, состоящих в свою очередь из "рот", то есть, понятных любому варгеймеру - отрядов.
То, что отряды эти состоят из баз (40 х 40 мм или даже 5см х 5см), сказывалось на рукопашной лишь как возможности строя, что немаловажно (и мы к этому еще не раз вернемся!), да и как "счетчик потерь". Несмотря на внешнюю схожесть с WAB (особенно издали), варгейм Гора кардинально отличается и представляет собой "варгейм новой волны", где последовательно моделируется хаос боя.

Первое, тут есть фаза отдачи приказов. То есть, что-то на поле боя будет происходить без вашего ведома, например, лучники далеко впереди, не получив нужный приказ, окажутся вовлеченными в перестрелку и могут остаться без стрел (да, такое тут сплошь и рядом возможно!). А рыцари, обязательно "порывистые", атакуют вражеских, специально построенных в "конруа", чтобы сковать и раздолбать ваш рыцарский клин! То есть, особенности построений ("камень-ножницы-бумага") учитываются.

Второе, тут мораль и общее состояние отряда проходят от "нормального" через "беспорядок" на "расстройство" и последующее бегство. Что очень сказывается на эффективности боевой линии, особенно в конце боя. Огромное количество специальных правил на стратегическое движение перед боем, засады, разведку и подвоз стрел и прочих боеприпасов делает игру напряженной и насыщенной.

Что плохо: очень муторная механика расчета рукопашного боя. Изобилие модификаторов, постоянно требующих учета и подглядывания в таблицы и листы армий. Масса маркеров, от которых устают глаза. А также классика "отрядных" варгеймов, так называемый "утюжок": если вы атакуете кусок фронта противника во фланг латниками, то ваш ледокол торжественно пропашет без труда всю эту линию, такая уж тут механика. Отдельные моменты нереалистичности бросаются в глаза после третьей-пятой игры, впрочем, книга вышла практически сразу после смерти автора и не была доведена до ума, как мне кажется.



Непосредственно на Крестовые походы расписок в этой книге нет, придется искать "бета-версии" книг у тех, кто помогал Терри Гору тестировать правила. Есть французы и англичане на Баронские войны, имперские немцы и, разумеется, Столетняя война, которая для нас поздновата. И Война Роз.

Если сравнивать те расписки, что в книге с авторскими, приходишь к выводу, что Foundry или торопились выпустить книгу, или хотели потом навариться на отдельных листах армий. У Гора очень неплохие расписки (с древнейших времен, так как там четыре тома, интересующий нас, Третий, содержит и Крестовые и Балтийские походы - и даже альбигонийцев), но так как они не получили статус официальных, у меня рука не поднимется голосовать за эти правила, как за эталон. Хотя они очень неплохие.



Вдоволь наигравшись по Т. Гору в средневековые разборки феодалов, четко уяснив разницу между бронированными рыцарями, вужерами в гамбезонах и постоянным поиском укрытия в виде ближайшего леска в глазах, а также между безжалостными убйцами из Уэльса и увалеобразными бригандами, понимаешь, что.... "Восток - дело тонкое". То есть, столкновение двух армий, хрисианской и мусульманской - это столкновение двух военных доктрин. И, соответствующий варгейм, в котором это отражено - существует. Называется он "IronBow II" и придумали его умники из Perfect Capitan.

Задумка была просто гениальная. Смотрите, есть три военно-стратегические Доктрины. Христианская подразумевает, что как только видим врага - атакуем. Мусульманская уверена в том, что нужен маневр, а только потом атака. А Степная (половцы и монголы) сначала заманят, расстреляют, потом только будут добивать.

Соответственно, у каждого отряда есть карточка, на которой отображается его состояние, от уверенного до трусливого. В зависимости от доктрины данного отряда он и будет действовать по инициативе. Действия напрямую зависят от обстановки на поле, так как совершается бросок на поведение отряда, более того, очень важно, кому отряд этот подчиняется. Потому что комплектация армии наиболее близка к исторической. Вы выбираете себе сторону и определяете, что это будет за поход: от грабительского шевоше до великого Крестового похода. В зависимости от исторического периода и целей и размаха вашего предприятия, вам будет выделена определенная сумма денег, которые тратятся на привлечение войск. Наемники-профессионалы стоят безбожно дорого, вассалы согласятся за пол-цены, а некоторые союзники придут по велению долга, то есть бесплатно. Но нужно учитывать, что командующие тут накидываются и зачастую в поход отправляется терпимый и спокойный король, у которого в подчинении знатные и нахрапистые графы и бароны (или эмиры). Что будет происходить на поле боя?  Возьмем, например, барона Хуго, которому король поручил охранять переправу на левом фланге силами отряда Госпитальеров и отряда вассальных бретонских рыцарей. Пока противник далеко, ничего не происходит, но стоило вражеским конным лучникам въехать в радиус контроля нашего барона, как горячая кровь в нем взыграла (если храбрость подчиненного превосходит аналогичный параметр главнокомандующего, то тест проходится с отрицательным модификатором и чреват провалом). Предположим, барон удачно воздержался от необдуманной атаки. Тут мусульманские лучники прогарцевали поближе и обстреляли рыцарей. Теперь уже рыцари должны проходить тест на реакцию, причем, воины-монахи его прошли автоматом, а вот порывистые бретонцы (с отрицательным модификатором от Хуго) не выдержали, резко подали вперед и пошли в атаку. Теперь Хуго необходимо решать - отзывать безумцев назад или, возглавив Госпитальеров, мчать им на подмогу...

Что плохо: обилие маркеров (как и Т. Гора), множество карточек отрядов, всевозможные триггеры на поле боя, а также - не очень удачная реализация математического движка. У "Капитанов" всегда плохо с расчетами, неэргономично. Сейчас вышла новая версия правил, "StrongBow", там получше, но до идеала все еще далеко.
Неоспоримые достоинства: правила бесплатные и листы армий самые доскональные, причем вы можете собрать любой винигрет, характерный для Outremer, чтобы посмотреть, как будут себя вести в одной упряжке латиникон, адат и легкие лучники Румского султаната.

В любом случае, детище "Капитанов" придется по душе тем, кто неравнодушен к деталькам и готов часами ковыряться в карточках и модификаторах, прочим я рекомендую простую и гениальную систему Рика Пристли "HAIL, CEASAR!".



В чем суть системы Пристли? От одного до четырех генералов командуют баталиями (или крыльями) войска, каждый приказ, пройденный на кубах, дает отряду от одного до трех движений-действий. Отряды не имеют фиксированных размеров, что очень ценно: вы сами назначаете "средний", стандартный отряд. Те, что в полтора-два раза меньше, будут кидать на куб-другой меньше в атаке, а те, что в два раза больше - на куб-другой больше. Очень простая механика боя (пришедшая из Warmaster) позволяет отыгрывать огромные сражения, а наличие определенных спец-правил делает ваши войска (и их поведение) индивидуальными. Более того, система "дружественная", что позволяет вам самим настраивать "уровень сложности", добавляя спец-правила (или убирая их).



Есть некоторые сложности с подсчетом критической точки слома крыла (Пристли очень плохо структурирует свои правила), но, при соблюдении эррат, все идет как по маслу. Если вам именно хочется "поиграть в Крестовые", то эти правила - для вас. В них мало духа эпохи, но очень много от качественного гейм-плея, так что время будет потрачено не зря. Хорошие листы армий на Крестовые походы, возможность самому определять размер моделей в армии...

Что касается следующего варгейма, то там как раз с расписками все плохо. Потому что его автор, известный историк Саймон МакДауэлл считает, что не составляет труда самому покопаться в описаниях сражений и выбрать, что нужно. А жаль, ибо его детище, "Comitatus", представляет собой отменный и интересный варгейм, который играется так, как будто экранизируется средневековая хроника.

В этой игре все зависит от усталости ваших войск, наиболее реалистичное воплощение - и одновременно, изящное. В Комитатусе учитывается таранный удар таких типов войск, как катафракты-рыцари или пехота с длинными копьями. А в дальнейшем рукопашном бою, например, более подготовленные спешенные рыцари могут растащить стену щитов адата буквально на кусочки.

Одним из красивых моментов правил стали поединки вождей (генералов), что придает игре необходимый градус накала - вы можете героической смертью полководца вдохновить павшие духом собственные войска... ан нет, эти трусы все равно разбежались!

Также отлично сделаны перестрелки, уклонения-отскоки и есть даже слоники!



Отрадно, что не требуется множество фигур - большинство отрядов состоят из двух-трех подставок, редко 4-6. Правила очень легко выучиваются и позволяют получить на столе высокореалистичную картину боя. Если бы Саймон написал листы армий.... цены бы не было Комитатусу!

Что касается свежевышедших правил Алессио Каваторе "Deus Vult!", то они вызывают у меня странные и противоречивые чувства. Первое, что бросается в глаза - при том, что FireForge наклепал пластика на отличные баронские войны - в листах армий куцые Крестовые, немного Балтийских и... и все.

Второе, что хочется отметить - это пофигурщина. То есть механика устаревшая и целиком расчитанная, чтобы покупались модельки, но никак не игралось душевней. Каваторе - талантливый компилятор, тут вы встретите и правила на разведку из Т. Гора, и поединки из Комитатуса, и разбивку на дивизии (из Вармастера), возможно, кому-то подобная "среднеарифметическая сумма" и понравится, но лично я считаю, что за 2300р книга должна быть как минимум, гениальной. И, как максимум, содержать расписки и на Альбигонийские крестовые, и на Бувин, и на Льюис, и на Неаполитанско-сицилийские разборки... И поляков с литвинами не забудьте!

Так что "Deus Vult!" вызывает ощущение сырых и недоработанных правил. Подождем!

Amen!

... а нас ждет "великолепная тройка" в финальной части обзора, варгеймы, которые удались на все 100 процентов, от механики до расписок!

Norman

"С именем Господа, крестом и мечём в Царство Небесное с боем идем!": обзор варгеймов на 11-14в.

Тема назрела давно, в рускоязычной Сети ничего подобного нет, так что, "Боян бо вещий..."

Миниатюр на Крестовые походы в любых масштабах огромное количество, а вот правил... Очень сложная тема, так как масштаб битв был с разбросом от сотен до десятков тысяч участников, необходимо отразить не только участие воинов-профессионалов, религиозных фанатиков и ополчения, но и лидеров - вплоть до личных поединков. Мотивация, мораль, вера и алчность, предательство и мужество стоять до последнего - это все сложно впихнуть в объем 30-60 листов правил.

По традиции, начну с "классики", ибо в фундамент этой серии книг правил была заложена 5я редакция WFB, а там было много "героического". Хоть и в самом названии, "Воины Античности" - "Armies of Antiquity" (это книга с листами армий к WAB, Warhammer Ancient Battles) было заложено, что первоначальной задачей группы авторов из ГВ, включая Рика Пристли, Джервиса Джонсона и братьев Перри (идейных вдохновителей проекта, подготовивших несколько армий и тематических столов для фото в книгу правил), будет Античность, но в книге есть и листы армий самураев - и крестоносцев, и сарацин.



Серия планировалась "надолго и всерьез", хотя сами правила писались для игры в солдатики, как хобби, а не как моделирование исторических сражений. Впрочем, уже второй состав авторов и редакторов выдал на гора горе-книжку про Александра Великого с эпическим числом миниатюр при Гавгамелах в сценарии (708 пеших персов, 14 колесниц и 660 конных персов против 770 греков и 177 греческих кавалеристов, что никак не потянул бы движок игры - да и открасить подобное одному-двум людям не под силу) - и книжку про Ганибалла с "манчкинскими" римскими манипулами. Но вот "Падение Запада" от братьев Перри, последовавший затем блестящий выпуск книги "Стена щитов" (про саксов, англо-данов и норманнов) и, в финале, выпуск одной и самых красивых книг в серии - "Эль Сид" Джеймса Морриса, позволяют говорить, что правила 5й редакции ФБ, переписанные умными людьми, позволяют окунуться в Темные века и Средневековье.

Братья Перри, Лесли Ньюсом, Стивен Паттен - и главный виновник победы, Джеймс Моррис тщательным образом подготовили листы армий и переработали спец-правила (правила на "клин" менялись аж три раза! Финальная версия Беккелунда, увы, покойного ныне, кардинально отличалась от первоначальной). Суть листов заключалась в том, что армии представляли собой дружины, группирующиеся вокруг своих лидеров и знамени ("фича" со Знаменосцем армии из ФБ как нельзя лучше иллюстрировала отношение к знамени в Средние века).

В книге по Реконкисте Моррис тщательно выписал не только армии Родриго Диаза и христианских испанских королей, но и андалузцев. А также армии Альморавидов (фанатиков-берберов), вторгшихся в Испанию с североафриканского побережья.

За десять лет в правила были внесены значительные изменения, включая разомкнутый или же плотный строй, реакции воинов в виде "выстрелил-убежал" для застрельщиков или же "контратака" для рыцарей. Так как правила менялись от книги к книге, то возникла потребность в новой редакции правил. Кроме того, пофигурный варгейм в среде любителей истории изрядно устарел, на фоне революционных "Импетуса" и "Аве, Цезарь!", Warhammer Historical (новое название для WAB) смотрелся архаично.

Как всегда, спешка и желание "притянуть за уши" выдохшийся движок правил, все погубили. Сначала выходит книга "Эпоха Рыцарства" (где, к слову, только Северные Крестовые походы), в которой вроде бы было все описано, но на самом деле, желание "вбить" в одну книгу все, сделало листы армий скучными, куцыми и однообразными.

Символично, что через полгода после выхода Второй редакции Warhammer Historical, издательство, как не оправдавшее надежд, было зарезано ГВ вместе с сайтом. Еще характернее то, что те из авторов, кто вовремя сбежал с тонущего корабля, выпустили потом правила Clash of Empires - переработанные и улучшенные, но все те же знакомые до боли правила WAB.

Что хорошего в этих правилах? Ядро армии, в 70-100 фигур собирается вокруг генерала и знаменосца армии, набирается за очки из приемлемых исторических листов и действует, как и положено игре деми-скирмишу (то есть где есть три-четыре пехотные коробки с подвижными всадниками и юркими скирмишами-застрельщиками вокруг них). Правила очень просты, понятны и заучиваются за полчаса первой игры. Поединки забавны и зависят от кубов, маневры бесхитростны, а тактический рисунок прямолинеен, как и положено ему быть в то время.

Что плохого? Путаница с базированием (в WAB неожиданно в процессе перешли на 20 х 20мм подставки для пехоты в плотном строю и на 25мм х 25мм для застрельщиков), командование и мораль "вшиты" в отряды. Как положено в играх от ГВ, листы "ветеранов-ногебаторов" далеки от истоических. Временами небольшие срачики из-за криво написанных спец-правил.

Вообщем, ныне это игры для "старичков", что не мешает и им иметь свою аудиторию почитателей. Что самое печальное - на Крестовые походы и на 13в отдельных листов WAB так и не дождался, а CoE иногда выдает такие перлы, что матерые медиевисты краснеют, матерятся и...

Однако, стоит понимать, что это игровые армии и принцип их составления временами далек от реальности. Зато листы на "Схватку Империй" лежат в свободном доступе. Как раз на Крестовые выложена сборная солянка из Фатимидов, Айюбидов Саллах-ад-Дина, непременных татаро-монголов (которые вполне могли победить мусульман, если бы им подсобили христиане), даже русские княжества (что приятно, но не исторично, впрочем, как всегда) - и тевтонские псы-рыцари да Третий Крестовый поход.

Отмечу, что армии комплектуются по понятному "фбшникам" принципу: Генерал +  основные отряды, столько-то поддержки и столько-то застрельщиков. И, если не вдаваться в детали, листы симпатичные.

Но сама механика боя, несмотря на дотошность - сама архаика, древняя и ветхая. Вобщем, я не рекомендую эти правила для тех, кто жаждет приключений в Святой Земле и Европе образца 11-14в.

Amen!

...продолжение следует!

2

Bye-Bye Specialist Games: часть вторая. Сказ о том, как GW Вархаммер Исторический (WH) зарезали.

Видимо, многие не поняли, почему я так распереживался, прощаясь со Specialist Games. Ну, убили - так убили, убыточная же ниша. А между тем это очень важный симптом того, что кризис дотянулся до GW, причем этот виток создали сами мЭнеджеры.  Ситуация напомнила мне, как два года назад тихо прирезали Warhammer Historical (в девичестве - Warhammer Ancient Battles, WAB).

По сути, WH - это было дочернее издательство и первоначальный штат там был очень сильный (шеф-редактором работал Джервис Джонсон), да и план был хорош: работая в сотрудничестве с Фаундри (куда перебрался бывший сооснователь ГВ Брайан Анселл) заполнить рынок серией книг правил, опирающихся на модификацию 5й редакции ФБ. Попутно стали приходить партнеры (Gripping Beast) и интересные люди. Над первой редакцией WAB трудились такие талантища как Рик Пристли, Джонсон, Н. Стиллман и близнецы Перри, правила охватывали огромный период с Древнего Египта по Крестовые походы (что задокументировано в отдельной книжке "Армии Античности") и получили дальнейшее развитие в следующих книгах про походы Александра и Ганнибала. Дальше стремление сделать "прилично и аутентично" заставляло все больше менять и выкручивать правила, так как WFB своим игровым движком не позволял моделировать процессы больших сражений.

Дальше книги выходили все реже и реже, Джонсон стал главой Specialist Games, Пристли "ушел" в Вармастер, появились молодые таланты и продолжили развитие Мордхайма и "Властелина Колец" на Диком Западе (ага! чудесные ковбойцы Фаундри!). Даже вышла в свет книга о парусных корабликах "Трафальгар".

С момента ухода (или выжили - как смотреть) Салларда с поста директора по продажам ГВ -  и основания им Варлорда, куда стали стекаться все "ветераны ГВ" (включая Пристли и Саулера), случился "затык" в выпуске правил. Когда же вышла "Эпоха Рыцарства", эта книга уже морально устарела на фоне других релизов конкурентов: ниша стала активно заполняться. После неудачной второй редакции WH два года назад сайт редакции был заморожен -а штат (на тот момент там было два человека) - распущен. Несмотря на это, неожиданно вышли две книги (про Ватерлоо, кстати, была интересной) полтора года назад и сразу же ГВ объявило о смерти трейдмарки.
Самое интересное, что беглецам из WH удалось выпустить аж два клона подправленной 2.5 редакции WH в разных издательствах (Clash of Empires и War of Conquest) с традиционной "пофигурщиной" (столь любимой "старичками-ФБ-разбойничками") и получить как награды прессы - так и неплохие продажи тиража. Гнев совета акционеров ГВ обратился на тех менеджеров, кто подписал решение на закрытие издательства WH, их немедленно уволили. А еще один человек из состава тестеров WH (и по совместительству - надсмотрщика за издательством после хода оттуда и с поста руководителя Specialist Games Джервиса Джонсона) в этом году выпустил широко разрекламированную книгу правил на Крестовые Походы для FireForge Games. Зовут его - Алессио Каваторе и правила (которые могли бы стать WH 3.0) - Deus Vult!
Как видите, "Специалисты" и WH были связаны (руководил ими Джервис Джонсон, ряд авторов правил WH "отметился" и в Вармастере с Эпиком 3.0) и судьбу они имели аналогичную. Кузница кадров для других фирм - многие работники Варлорда и БФ начинали свою деятельность тестерами БФГ, Вармастера, Мордхайма и WH).

А теперь выводы: у ГВ не хватает денег на развитие. Чтобы заработать (и практика показывает подобный положительный пример в лице Варлордов, БФ и Оспрей) на книжках правил для исторических побоищ и сторонних производителях (которые и спасибо скажут - и рекламу в книжках свою разместят), нужно вложить немного денег. Но их нет - и чтобы не распыляться, GW прирезало сначала WH, потом и Specialist Games. Мне бы очень не хотелось писать о кризисе (и некомпитентности в рядах правителей ГВ), но, похоже, дело обстоит именно так.

Потому что курочку, способную нести золотые яйца, обычно обменивают по партнерской программе (как это давеча сделали FFG, передав Dust Tactics БэттлФронтовцам), а не режут, аки скотину в Полтавщине перед нашествием туда шведов Карла XII.

2

Исламисты призовут к ответу Инквизицию W40k !

Представитель Совета муфтиев причислил к инквизиции героев игры в стиле фэнтези
*** Следующим шагом может стать обвинение авторов игры "Warhammer 40000" в исламофобии, считает эксперт
Москва. 8 апреля. ИНТЕРФАКС - Декан отделения исламского богословия ведущего вуза Совета муфтиев России - Московского исламского университета, Магомедбасир Гасанов причислил героев известной игры "Warhammer 40000" к средневековой инквизиции.
Так, говоря о проблемах религиозного экстремизма, М.Гасанов в интервью сайту "Ислам в РФ" заявил, что к радикалам можно отнести "европейских инквизиторов, таких как "серые рыцари", "караул смерти", "сестры битвы" (группы героев упомянутой игры - "ИФ") и им подобные группировки, которые очень много пролили невинной крови христианской и нехристианской".
Комментируя заявление богослова, исламовед Роман Силантьев заявил "Интерфакс-Религия" в понедельник, что "модернизация и наполнение Совета муфтиев новыми профессиональными кадрами приносит очевидные плоды".
"Действительно, упомянутые Гасановым Серые рыцари, Караул смерти и Сестры битвы имеют непосредственное отношение к инквизиции. Правда, инквизиция эта действует исключительно в пределах вымышленной вселенной "Warhammer 40000" и кровь проливает лишь в виртуальном пространстве", - отметил он.
По словам собеседника агентства, католиков обвиняли во многих грехах, "однако идея инкриминировать им преступления космодесантников и женского спецназа из "Warhammer" была озвучена впервые".
"Уверен, что Католическая церковь не может нести ответственности за деятельность инквизиции государства Империум, которое, несмотря на свою символику в виде двуглавого орла и военно-политического деятеля по имени Владимир Пу, не имеет также отношения и к России", - сказал Р.Силантьев.
Он считает, что миру "Warhammer 40000" теперь могут грозить обвинения в исламофобии.
"Учитывая исламофобский скандал вокруг лего-лежбища Джаббы Хата из "Звездных войн", "Warhammer" тоже может подвергнуться критике за расу космических орков, которых там из-за цвета именуют "зеленой чумой", а из-за любви к боевому кличу "Вааргх!" - варгхоббитами. Тем более, что именно на орков охотится вышеупомянутый инквизиторский Караул смерти", - добавил исламовед.

Источник информации.

Без комментариев. Это пипец.

8

Весенний Командный Кубок Warhammer Fantasy Battles в клубе "Union": глазами участника.

30-31 марта в Москве прошел большой командный турнир (ЕТС) по Warhammer Fantasy Battles, всего 18 команд по 4 человека в каждой из Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Тулы, Рязани, Пензы, Саратова, Новочеркасска. В том числе и две команды из Киева. Мероприятие было подготовлено и проведено на высоком европейском уровне - в конференц-холле ТЦ "Экспострой" на Нахимовском проспекте, м. Профсоюзная, где расположен собственно сам клуб  "Union" в течении пяти турнирных туров на 36 столах с террейном по стандартам Европейского Турнирного Комитета по FB (ЕТС)два дня бушевали эпические битвы и сражения с миниатюрами Games Workshop (и альтернативных производителей).

Кстати, об альтернативных производителях миниатюр - спонсором и организатором Весеннего Кубка стала фирма Russian Alternative, (соучредители клуба "Union") - и это хорошая идея проводить подобные турниры (уже был Зимний Кубок, сразу после открытия клуба) и тем самым развивать настольные варгеймы в нашей стране.



Накал страстей был высоким, если судить по фото. Мне довелось побывать непосредственно на Кубке легионером в одной из команд и все превратности Фортуны кубиков, взлеты и падения настольных баталий я прочувствовал на собственной шкуре. Отмечу высокую планку покраса, множество оригинальных конверсий и необыкновенно (для спортивного мероприятия) дружескую и теплую атмосферу.



Главную лепту в эту атмосферу внесли организаторы Кубка. Отмечу, ЧТО в промежутках между подобными крупными мероприятиями в клубе проходят обычные товарищеские игры и работает секция "художественный кружок", где учатся покрасу и осваивают новые техники (в том числе и аэрограф).

В финале призы нашли победителей, "самой-самой" стала московская "Команда №1" (Илья Савельев, показывающий нам большой палец  - мой друг и большой души человечище!), приз за лучшую региональную команду увезли в Питер "Чебурашки ищут друзей" (а приз за "Лучшую армию FB" утащил Денис ЧК, талантище и хулиганище в хорошем смысле этого слова!)



От себя лично добавлю буквально пару вещей: девушки в ФБ - это всерьез и надолго, Дэн "ЧК"  и его армия вживую - это конверсии и покрас мега-масштабов, настольные битвы под кондиционером и в совершенно комфортных условиях это все-таки лучший отдых. Если вы не боитесь тайм-лимита на игру и прочих жестких спортивных условий, если вам одинаково нравится красить фигурки и играть ими и общаться с другими "собратьями по оружию" - то добро пожаловать в сказку! Кроме медальки участника, я унес домой тысячи приятных впечатлений и считаю, что подобные события заслуживают освещения в прессе и новостных полосах. Наше хобби выходит на новый уровень, что не может не радовать. Особенно радуют призы региональным участникам и их поддержка от организаторов.

Так держать!

Искренне Ваш, "вампир" из команды "Arch Enemy" (Пенза-Саратов-Краснодар)

3

White Star Rising: Airborne - это просто праздник какой-то!

Новая игрушка от Марка Уолкера! На подходе! 14 новых сценариев, три карты, июнь 44го и Нормандия, сентябрь 44го и Арнем - все, что нужно для настоящего парашутюги-дельтапланерюги! С учетом того, что до меня вчера доехала игрушка Уолкера "Герои Блицкрига" и на неделе была сыграна чудесная партия по миссии "Birds of Prey", то этот месяц я нареку Lock`N`Load`овским "по-полной".

AAR-отчет в процессе написания, а покамест я поясню, почему я люблю настолки.

Начну, как всегда с туманного издалека и с теории. Предположим, вдохновившись правилами, вы решаетесь на покупку армии, это довольно длительный процесс, разбитый на осознание, чего, собственно, хочется, потом на покупку, по частям, разумеется, затаривание красками, травками, подставками и прочим и...

...и то самое состояние, в коем вы решились на Свершение, начинает пропадать. Хорошо, допустим, удалось открасить пару десятков моделей, настроение улучшилось - и, путем нехитрых вычислений, удается выяснить, что это 10% от общего объема работ.. и так далее...

Через год вы уже звереете и обычно, когда труды завершены, выясняются всякие вещи, обычные для настольных игр. Ибо модельки - это всегда одно, а правила, по которым они живут - другое. А игроки привносят третье.
Чтобы спокойно себе красить и потом играть, нужна "зарядка для хвоста" - настолки. Купил, выдавил, сел и поиграл. Я вот сейчас приступаю к очередной партии FoW`а и вдохновляюсь именно "Band of Heroes".

Вообще, тема "с чего начать?" такая злободневная, что можно написать не один опус. Напишу обязательно, а покамест, предоставлю слово пламенным профессионалам-настольщикам, таким как Кирилл Орешкин (и его коллега с ProWargames):

- Что делать? (с правилами).
- "И один в поле воин" (соло-варгейм)
- Как выбрать варгейм.

kemmler

Три сестры: та сестра, которая никому не сестра.

Шелест — одна из самых талантливых генералов армии мятежников. Входила в Круг Восемнадцати. Во время встречи с Хромым была захвачена в плен и обращена Госпожой в одну из Взятых. Командовала войсками Империи в битве при Чарах.

"Сначала мы услышали шелест крыльев, потом, не оборачиваясь, поняли, что за нашими спинами стоит Она. Шелест."







Модель конверсионная путем нехитрого, но аццки точного отчикивания головы от Wight King`а пластикового и воодружения аватаровской головы и пластиковых крылышек.

Теперь она стоит на полочке и каждую ночь я слышу оттуда шелест.

Далее будет Сенжаковщина воркшоповская.

P.S.
Уровень социализации настолок я определяю по простому критерию: чем больше представительниц прекрасного пола рода человеческого за столом (в ту или иную игру), тем глубже охват. Прошли времена, когда всех девушек в FB можно было пересчитать на трех пальцах, сейчас их уже около дюжины (чертовой, разумеется) в МО, это радует гиков (и бесит бывших королев танцпо... брррр, настола).

Но, разумеется, в Больших Настолках их куда больше - на днях наблюдал эту картину, когда за столом "в джазе - только девушки".

То есть, мы "догнали и почти перегнали".

Вот Мисс Калифорния демонстрирует, что:



...что увлечения простых смертных в США не чужды богиням красоты. Там и в Европе настолки очень популярны и являются частью нормальной жизни, впрочем как и у нас почти, это не pokazuha на фото, а то, что вполне обыденно и нормально. Увижу ли я подобное фото с Ксенией Собчак или Елизаветой Боярской? Вполне возможно...
snork

Три формата настольных варгеймов.

После "Саги" появилось такое чувство, что нет никакой особой разницы по рисунку боя, впечатлениям, принятым решениям между WFB на 1000-2400+ и "Сагой". Да, микроменеджмента сильно меньше, 6 турнирных очков - это по-минимуму, 24 модели да фигурка варлорда.
Максимум, 72 ополченца, выставлять нет смысла - они не дают  волшебных кубов, вас просто разобьют по частям опытные воины, хаускарлы с берсерками, да стопчут конями лихие норманы. Но выборов, тех самых Осознанных выборов о которых писал Сид Мейер, в Саге на порядок больше, тут нет такого, чтобы вся ваша хитромудрая комбинация обломилась броском куба, тут все наоборот, выпали кубы, придумали план - и действуем.

К чему это я пишу? Отвоевав в WFB всеми возможными форматами вплоть до 5000, я не увидел там главного - боя дружин. В Warmaster`е это есть, там настоящий мир WFB, в Саге это есть, в Комитатусе-Цивитатесе особенно много "средневекового". Бой в WFB сводится к выбору архитипичного ростера с одним планом на все шесть ходов и последующим претворением в жизнь, причем зачастую важнее не противодействие оппонента, а кубы. Сценарии это несколько выправляют, но, сражаясь на 4000-5000 очков вы не получите ощущения лихой рубки, скорее - усталость, как при работе на фрезерном станке. Такова цена, которую игроки платят за устаревший движок, созданный Пристли и Ко в начале 80х и незначительно, в сторону "больших батальонов" и магических вывертов, переделанный в 2000-2010х годах.

Сага на порядок легче, как салат "Цезарь" супротив советского Оливье при тех же, простите, калориях. Это не значит, что окромя божественного скирмиша "Сага" больше ничего уже нет, отнюдь. "Сага" не дает мне главного - боя двух армий на 4000-6000 воинов, а также громадных сражений, вроде Гавгамелл или Канн.

Как в свое время ДБА, Импетус с Комитатусом лучше всего передают то, чего уже нет в FB, а именно - сшибку дружин, Крестовые походы:


Если же орентироваться на более масштабные сражения, эдак по 10-20 000 с каждой стороны, то от Импетуса до "Аве, Сёма!" всего один шаг. Там есть свои ньюансы в настройке сценариев и листах армий, но это уже не принципиально: "плавали, знаем". Да, от 40-50 фигурков в Саге до 120-150 в Импетусе путь не шибко большой, а вот по 250-300 фигур может себе позволить далеко не каждый, ну так мы обычно кооперируем силы, объединяя свои роты в большие баталии. На отменных столах, при соблюдении самых обычных требований к покрасу получается пиршество:



А как быть с Диадохами и Римом? И тут на помощь пришел Фил Сабин и его волшебная настолка Lost Battles, которая распродалась в рекордные сроки. Мне удалось попробовать эту "вкусняшку" и вот что я отмечу: богатство выбора, сценарии и вариативность игры огромные, это близко к гениальной простоте Борговской C&C, но глубина (также как, простите, и в Саге с Комитатусом) потрясает. Сыграв два сценария, я получил не только огромное удовольствие, но и исчерпывающий ответ на то, как выглядели Огромные битвы:



Прав был Кирилл Орешкин, утверждая, что "картонки - это наше все".

Я, правда, придумал кое-что, превращающее настолку Сабина в обычный варгейм с фигурками...

Ну да, оно самое, как C&C 15мм фигурками:

Получилась очень интересная цепочка. В начале ее простой скирмиш с богатством выборов, в середине - сложный конструкт, уже на базах, но с микроменеджментом, реакциями и командованием. А в конце - простота громадных битв в виде настольной игры практически с фишками.

И пытаться их сравнивать и утвержать, что что-то "вкуснее" - бессмысленное занятие. Это как сравнивать салат, рагу и суп!

Всякому овощу варгейму свое время.

Gandalf

SAGA (мини-отчет): "Какая боль! Какая боль!" Викинги : англо-даны 5:0 !

Далеко наша не первая игра в Сагу, но до этого были, так сказать, забеги в Сагу ознакомительные, а теперь пришло время достать боевые, а не тренировочные топоры и мечи и всерьез порубиться. Люди, надо сказать, за столом собрались серьезные, в белом углу ринга, за англо-данов выступал мой друг, коллега по несчастью (так я называю солдатиков и вообще варгеймы) и великолепный знаток военной истории, Илья Литсиос. В черном углу ринга, за "зловещих" викингов играл мастер-придумщик всевозможных варгеймов, широкой души человек Алексей Разыграев:



Илья очень внимательно смотрит на стол, так как выбрали мы сообща миссию "Броды", где не гибель вражеского вождя и не героическая лихость решают исход боя - а выигрывает тот, кто переправит на вражескую сторону реки больше своих отрядов.


Collapse )



Стали считаться на последнем ходу, и выяснили, что три победных очка за варлорда викингов и два за вот тот выдохшийся отряд дают в сумме "пять" против нуля у англо-данов... Какая боль! Аргентина-Ямайка 5:0!

Игра захватывает, несмотря на малый размер стола, армий и время (мы уложились в два с небольшим часа), очень здорово и есть повод продолжить...

Gandalf

Как Звезда подсаживает Россию на Ваху или "Почему лучше не делать никак, чем делать плохо"


Для начала - цитаты тех, кто пришел в мир Вархуммера:

...Мне тогда было 15 лет.Мы с друзьями вполне себе счастливо играли в "Кольцо Власти".Решили скинуться на КВ-шный стартер.Пошли в книжный магазин("Азбука" возле Шарташского рынка),и там наткнулись на правила ФБ шестой редакции.Открываем,а там,там..!После убогих миниатюр КВ,особенно орчегов,ведь я играл за них,орки от Games Workshop заставили меня поверить в существование Рая на земле

Вот другая исповедь:

Все произошло постепенно.Сначала с другом собирал звездовских солдатиков,потом друг уехал куда-то далеко.И вернулся с набором красок. Когда он начал разсказывать о том магазине в котором брал эти краски глаза его сверкали и руки дрожали.Ну я тут же залес в гуглю и открыл для себя рай(мир Вархамера ФБ).О звезде и КастлКрафте я забыл на долгое время

И человек из Хабаровска:

Первое знакомство с варгеймами в целом- коробки Ring of rule

...и еще очень типичная ситуация:

весной 2008 вроде....был я на 1-м курсе, ко мне брат приехал...купили мы ему солдатиков "кольцо власти" те, что от звезды...решили покрасить, в модельный магазин за красками, там то мне и рассказали, что кольцо есть "НЕ ГУД", а вот вархаммер.....и началось....

..и наконец - Архетип:

я когда то играл в "эпоху битв греками" м друзьями, но игра вскоре надоела и все стали играть в кольцо власти( я за орков) и к тому моменту мы узнали про ваху

Орфографию я оставил без изменений, все высказывания взяты с известного форума.

Обратим внимание, все купили продукцию Звезды, благополучно раскрутив колеса, которыми тогда двигалась "РингОфРуля", но дальнейшее счастливое знакомство и долгая дружба не состоялись. Причины: очень сырой варгейм, провальные орки, недостаточное число наборов -...и откровенная вторичность, которая, как дорожка из желтого кирпича, вела к GW и их Вахе.

В результате, сработал не эфемерный план "Звезды" по захвату места под Солнцем в России в "вахиной нише", а четкий расчет сотрудников GW: "Если есть продукт лучше, но дороже, люди в итоге выберут его". Планка качества, каждый год поднимаемая GW, это и есть лучшее оружие с конкурентами.

Но мы лучше обратимся к результату эксперимента "Звезды" с людьми, нежитью, орками и эльфами - они завербовали в ряды Ваховцев дополнителные людские ресурсы на нашей территории, ибо те, кто мыслил категориями фэнтези, быстренько влились в ряды Вахопоклонников, ибо на орков Звезды невозможно смотреть без слез или смеха:

и даже овцебыки не спасли от вторичности...

Когда я спросил моего знакомого гейм-дизайнера, работавшего в настольно-печатной индустрии и даже однажды в "Звезде", что же произошло? в чем причины такого неуспеха, когда вчерашние неофиты толпами переходят в стан "врага", то есть GW?
Он ответил давно знакомыми словами: "А на дизайнерах-художниках опять сэкономили! Если бы были талантливые и дали бы им время, то наш аналог GameZone может быть удался..."

И теперь, глядя на танки в М 1:100, которых стала выпускать "Звезда" я уже вижу на прилавках и в душах игроков вот это...

А ведь все просто - лучше уж не делать никак, чем делать плохо, как говаривал мне давно один из дизайнеров GW, объясняя частые задержки с выходом миниатюр и книг во вселенной Боевого Молота...
  • Current Mood
    shocked shocked