trommell_of_war (trommell_of_war) wrote,
trommell_of_war
trommell_of_war

Categories:

"С именем Господа, крестом и мечём в Царство Небесное с боем идем!": обзор варгеймов на 11-14в.

Итак, первая игра, которая действительно заслуживает звания "проводника в Святую Землю" - это мод. Любительский мод на варгейм, который сам по себе модульный, да к тому же в рускоязычном секторе совсем не популярный. Как же так? А вот так!

Варгейм Piquet интересен в первую очередь тем, что использует карточный движок активации (кто сказал, что это скучно? Заприте его в комнате с борговским C&C - и не забудьте выпустить через сутки, а то умрет от счастья!), интересный розыгрыш инициативы и очень простую и действенную механику. В рукопашном бою кидается один из дайсов от D12 до D4, причем какой именно - зависит от типа войск и сдвига по таблице модификаторов. Как это работает?

Например, есть у нас отряд доброй крепкой пехоты, сержанты в кольчужках с щитами и копьями. Вступи они в бой сразу, кидать им D10, это их показатель атаки. Но пока шли вперед, на врага, их обстреляли из луков и отряд стал расстроенным (D8). Потом глупенький генерал (то есть мы), погнал этот отряд вверх по склону холма на лучников (стало D6). И тут наших сержантов припечатали с фланга кавалерией - показатель атаки еще раз сдвинулся вниз, до нижайшего D4. Отмечу, что иногда даже на таком дайсе выпадает "четыре", а на "рыцарском" D12+1 может выпасть всего "два" в сумме, что позволяет хлопцам отмахаться. Но реальность и математическая модель свидетельствуют о том, что в бою шансы выше у тех, у кого... дайс больше, все правильно!
Эти динамические сдвиги силы отряда в результате дают очень реалистичную картину боя (так как сила отряда обычно падает). Вдобавок, после боя (даже успешного) отряд становится вне командования, что напрочь, на корню убирает из игры "утюжки", пропахивающие вражеские линии (столь характерные для overrun в WAB и для Т. Гора). В итоге рыцари не могут "вечно пыжиться" и вынуждены уходить для приведения себя в порядок за ряды пехоты.

Вдобавок, "Пикет" - это базовая основа, на которую "вешается" модуль. Брент Оман написал усовершенствованный модуль "Поле боя" (Field of Battle) на 1700-1900г.г. с очень интересной ("четной" и "нечетной") механикой, позволяющей отыгрывать большие сражения.

А великий (это правда) энтузиаст варгеймов Джеймс Роач написал свой, любительский, мод "Поле крови" (Ager Sanguinis), который разработан на Первый-Второй Крестовые походы (это раз!), содержит листы армий христиан (два!), мусульман (три!) и правила на кампанию (четыре!). И все это было напечатано в журнале Miniature Wargames. На момент написания Ager Sanguinis у Роача был уже за плечами огромный опыт игры в Пикет, кампания по итальянским войнам и мод на эту эпоху - и, скажу так, хорошо бы, чтобы авторы варгеймов так часто и плодотворно (с репортами, фото и "разбором полетов") играли бы в свои игры. Все таки, практика - это сила!

Роач ввел "усовершенствованные модульные" подставки, так что его отряды - уже не характерные для обычного Пикета прямоугольники из четырех подставок WRG, а более похожие на отряды Импетуса или FoG прямоугольники из трех-четырех подставок.

Сам автор пишет о своем моде так: "У вас никогда не будет тотального командования на поле, вы, как генерал, можете лишь приказать своим войскам и ждать, что из этих приказов что-нибудь и получится. С течением времени на поле боя растет хаос и беспорядок, и приходится импровизировать и корректировать свои планы. Пикет менее всего похож на шахматы - вот за это я и люблю эти правила".

Если захочется раздвинуть временные границы на 13-14в, то книга Piquet: Band of Brothers 2nd edition позволяет (по листам "Всадники Дьявола") вводить в игру и татаро-монгол, и русичей, и псов-рыцарей с литвинами. Оригинальный процесс набора войск в виде карточного пасьянса превратит вашу игру в моделирование "одного боя из жизни средневекового полководца".

Хочу отметить высочайшее качество неофициального русского перевода правил "Поле боя" (Field of Battle) и "Пикет: Дружина" (Piquet: Band of Brothers), которые выполнил Илья Литсиос. Снимаю шляпу!

Есть еще одна книга правил (и множество листов армий к ней), которая настоятельно рекомендуется к ознакомлению. Ибо все написано на том добротном уровне, которым характерно издательство "Osprey". А перевод (также неофициальный) сделал Александр Лосев. Речь идет, разумеется, о "Поле Славы" - Field of Glory.

В этой игре интересно сделано расстройство отрядов и командование. Тут есть главнокомандующий - и генералы, приданые "отрядам", которые сформированы из определенного числа подставок. Ветераны и элита обычно имеют 4 подставки в "отряде", иногда 6, необученная пехота собирается в шоблы из 8-12 подставок. Пока отряды формируют боевую линию, ей легко управлять, но стоит подставкам в "отряде" потерять строй, как начинается хаос управления. Радиусы генералов позволяют избежать этого, но в пылу боя, когда отряд несет потери и проходит от состояния "нормальное" через "потерю строя" к "разобщенности" - то он теряет кубы атаки, да-да, механизм "динамические кубы силы отряда" есть и тут!

Боевые линии и смотрятся как боевые порядки. Варгейм очень популярен в Европе, проводятся турниры. Я бы не сказал, что это массовое явление, ажиотажа нет, но турниры и ивенты стабильно проходят в европейских столицах (и даже в Польше и Чехии).

Очень красиво сделаны расписки - в интересующих нас книгах ("Мечи и ятаганы" и "Присяга на верность") очень подробно и досконально расписаны все средневековые армии (на Святую Землю и Outremer в первой - и Реконкисту да баронские войны с Балтикой во второй). Отдельной строкой отмечу удобство присутствия в листе "стартовой армии", таким образом разработчики убрали традиционную головную боль неофитов: "С чего мне начинать?".

Все бухгалтеры и математики отметят красоту и простоту математического движка "Поля Славы", где, кстати, в обязательном порядке моделируется столкновение войск и последующий рукопашный бой. Правила на рыцарские сшибки без столкновений - это нонсенс!

Возможно, не всем придутся по душе дотошные правила и листы армий в "Поле Славы" (с кучей таблиц и диаграмм), что же - есть еще более простой варгейм. Но это не значит, что он примитивный. И в название его положен тот самый удар лошадьми, что отличает добрых рыцарей (и ударную пехоту) - разумеется, это "Импетус"!



Impetus существует как базовый, бесплатный, так и в полном объеме. К нему выпускаются книги армий, "Экстра Импетусы", где выходят расписки на определенные временные промежутки, нас интересуют №2 и №5.

Обычно неофитов шокирует вид отряда в Импетусе -но совершенно так же выглядит отряд рыцарей в "Поле Славы", например, те же четыре подставки прямоугольником.


Хе-хе, ан нет, в "Поле Славы" на отряд рыцарей положено 12 фигурок, а в Импетусе хитрые итальянцы позволили ставить на подставку "сколько душа пожелает", так что обычно это от 4 до 6 (как на фото) моделей.

А вообще, "Импетус" и "Поле Славы" волшебным образом похожи - та же динамическая сила отряда, "вшитые" в командиров командные радиусы... И даже "тест на пипец" проходит почти одинаково!

Но для веселой и быстрой "рыцарской сшибки" "Импетус" годится гораздо лучше! Вот почему красота+быстрота этих правил придутся по душе кавалерийским командирам - а сложные и большие сражения лучше моделировать на движке "Поля Славы".

Для меня "импетусовские" базы, с возможностью делать красивые мини-диорамы, на порядок ценее, чем WRG-стандарт (тем более, что в моду входит "удваивать" подставки, то есть ставить пехоту в два ряда). Тем более, что их можно делать как на Пикет, по 6 х 6см и из двух таких составлять один пехотный отряд. Ах, да - у нас же еще есть магнитные базы!

Базы в Импетусе смотрятся как настоящие отряды (и произведения искусства), вот, например, работа Дмитрия Чиркова из Питера:

Восхищаемся, покупаем модели, достаем кисточки и краски - и вперед! Не для того обзор писался, чтобы праздно и лениво лежать на диване, застоялись дестрие, затупились мечи, ждут нас походы, эпические битвы и кампании! До встречи на полях "сражений"!

Amen!

Tags: impetus, Крестовые походы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments