trommell_of_war (trommell_of_war) wrote,
trommell_of_war
trommell_of_war

Categories:

"С именем Господа, крестом и мечём в Царство Небесное с боем идем!": обзор варгеймов на 11-14в.

Во второй части обзора у нас варгеймы, которые обладают ярко выраженной индивидуальностью, но имеют ряд недочетов (или иными словами, шероховатостей), которые не позволяют мне рекомендовать их повсеместно.

Начнем с Терри Гора и его многострадального "Medieval Warfare". Сподвигнутый Брайаном Анселлом и Foundry на написание универсальных (и альтернативных WAB) правил на Античность и Средневековье, Терри Гор в целом неплохо подал средневековую армию как структуру из трех-четырех баталий, состоящих в свою очередь из "рот", то есть, понятных любому варгеймеру - отрядов.
То, что отряды эти состоят из баз (40 х 40 мм или даже 5см х 5см), сказывалось на рукопашной лишь как возможности строя, что немаловажно (и мы к этому еще не раз вернемся!), да и как "счетчик потерь". Несмотря на внешнюю схожесть с WAB (особенно издали), варгейм Гора кардинально отличается и представляет собой "варгейм новой волны", где последовательно моделируется хаос боя.

Первое, тут есть фаза отдачи приказов. То есть, что-то на поле боя будет происходить без вашего ведома, например, лучники далеко впереди, не получив нужный приказ, окажутся вовлеченными в перестрелку и могут остаться без стрел (да, такое тут сплошь и рядом возможно!). А рыцари, обязательно "порывистые", атакуют вражеских, специально построенных в "конруа", чтобы сковать и раздолбать ваш рыцарский клин! То есть, особенности построений ("камень-ножницы-бумага") учитываются.

Второе, тут мораль и общее состояние отряда проходят от "нормального" через "беспорядок" на "расстройство" и последующее бегство. Что очень сказывается на эффективности боевой линии, особенно в конце боя. Огромное количество специальных правил на стратегическое движение перед боем, засады, разведку и подвоз стрел и прочих боеприпасов делает игру напряженной и насыщенной.

Что плохо: очень муторная механика расчета рукопашного боя. Изобилие модификаторов, постоянно требующих учета и подглядывания в таблицы и листы армий. Масса маркеров, от которых устают глаза. А также классика "отрядных" варгеймов, так называемый "утюжок": если вы атакуете кусок фронта противника во фланг латниками, то ваш ледокол торжественно пропашет без труда всю эту линию, такая уж тут механика. Отдельные моменты нереалистичности бросаются в глаза после третьей-пятой игры, впрочем, книга вышла практически сразу после смерти автора и не была доведена до ума, как мне кажется.



Непосредственно на Крестовые походы расписок в этой книге нет, придется искать "бета-версии" книг у тех, кто помогал Терри Гору тестировать правила. Есть французы и англичане на Баронские войны, имперские немцы и, разумеется, Столетняя война, которая для нас поздновата. И Война Роз.

Если сравнивать те расписки, что в книге с авторскими, приходишь к выводу, что Foundry или торопились выпустить книгу, или хотели потом навариться на отдельных листах армий. У Гора очень неплохие расписки (с древнейших времен, так как там четыре тома, интересующий нас, Третий, содержит и Крестовые и Балтийские походы - и даже альбигонийцев), но так как они не получили статус официальных, у меня рука не поднимется голосовать за эти правила, как за эталон. Хотя они очень неплохие.



Вдоволь наигравшись по Т. Гору в средневековые разборки феодалов, четко уяснив разницу между бронированными рыцарями, вужерами в гамбезонах и постоянным поиском укрытия в виде ближайшего леска в глазах, а также между безжалостными убйцами из Уэльса и увалеобразными бригандами, понимаешь, что.... "Восток - дело тонкое". То есть, столкновение двух армий, хрисианской и мусульманской - это столкновение двух военных доктрин. И, соответствующий варгейм, в котором это отражено - существует. Называется он "IronBow II" и придумали его умники из Perfect Capitan.

Задумка была просто гениальная. Смотрите, есть три военно-стратегические Доктрины. Христианская подразумевает, что как только видим врага - атакуем. Мусульманская уверена в том, что нужен маневр, а только потом атака. А Степная (половцы и монголы) сначала заманят, расстреляют, потом только будут добивать.

Соответственно, у каждого отряда есть карточка, на которой отображается его состояние, от уверенного до трусливого. В зависимости от доктрины данного отряда он и будет действовать по инициативе. Действия напрямую зависят от обстановки на поле, так как совершается бросок на поведение отряда, более того, очень важно, кому отряд этот подчиняется. Потому что комплектация армии наиболее близка к исторической. Вы выбираете себе сторону и определяете, что это будет за поход: от грабительского шевоше до великого Крестового похода. В зависимости от исторического периода и целей и размаха вашего предприятия, вам будет выделена определенная сумма денег, которые тратятся на привлечение войск. Наемники-профессионалы стоят безбожно дорого, вассалы согласятся за пол-цены, а некоторые союзники придут по велению долга, то есть бесплатно. Но нужно учитывать, что командующие тут накидываются и зачастую в поход отправляется терпимый и спокойный король, у которого в подчинении знатные и нахрапистые графы и бароны (или эмиры). Что будет происходить на поле боя?  Возьмем, например, барона Хуго, которому король поручил охранять переправу на левом фланге силами отряда Госпитальеров и отряда вассальных бретонских рыцарей. Пока противник далеко, ничего не происходит, но стоило вражеским конным лучникам въехать в радиус контроля нашего барона, как горячая кровь в нем взыграла (если храбрость подчиненного превосходит аналогичный параметр главнокомандующего, то тест проходится с отрицательным модификатором и чреват провалом). Предположим, барон удачно воздержался от необдуманной атаки. Тут мусульманские лучники прогарцевали поближе и обстреляли рыцарей. Теперь уже рыцари должны проходить тест на реакцию, причем, воины-монахи его прошли автоматом, а вот порывистые бретонцы (с отрицательным модификатором от Хуго) не выдержали, резко подали вперед и пошли в атаку. Теперь Хуго необходимо решать - отзывать безумцев назад или, возглавив Госпитальеров, мчать им на подмогу...

Что плохо: обилие маркеров (как и Т. Гора), множество карточек отрядов, всевозможные триггеры на поле боя, а также - не очень удачная реализация математического движка. У "Капитанов" всегда плохо с расчетами, неэргономично. Сейчас вышла новая версия правил, "StrongBow", там получше, но до идеала все еще далеко.
Неоспоримые достоинства: правила бесплатные и листы армий самые доскональные, причем вы можете собрать любой винигрет, характерный для Outremer, чтобы посмотреть, как будут себя вести в одной упряжке латиникон, адат и легкие лучники Румского султаната.

В любом случае, детище "Капитанов" придется по душе тем, кто неравнодушен к деталькам и готов часами ковыряться в карточках и модификаторах, прочим я рекомендую простую и гениальную систему Рика Пристли "HAIL, CEASAR!".



В чем суть системы Пристли? От одного до четырех генералов командуют баталиями (или крыльями) войска, каждый приказ, пройденный на кубах, дает отряду от одного до трех движений-действий. Отряды не имеют фиксированных размеров, что очень ценно: вы сами назначаете "средний", стандартный отряд. Те, что в полтора-два раза меньше, будут кидать на куб-другой меньше в атаке, а те, что в два раза больше - на куб-другой больше. Очень простая механика боя (пришедшая из Warmaster) позволяет отыгрывать огромные сражения, а наличие определенных спец-правил делает ваши войска (и их поведение) индивидуальными. Более того, система "дружественная", что позволяет вам самим настраивать "уровень сложности", добавляя спец-правила (или убирая их).



Есть некоторые сложности с подсчетом критической точки слома крыла (Пристли очень плохо структурирует свои правила), но, при соблюдении эррат, все идет как по маслу. Если вам именно хочется "поиграть в Крестовые", то эти правила - для вас. В них мало духа эпохи, но очень много от качественного гейм-плея, так что время будет потрачено не зря. Хорошие листы армий на Крестовые походы, возможность самому определять размер моделей в армии...

Что касается следующего варгейма, то там как раз с расписками все плохо. Потому что его автор, известный историк Саймон МакДауэлл считает, что не составляет труда самому покопаться в описаниях сражений и выбрать, что нужно. А жаль, ибо его детище, "Comitatus", представляет собой отменный и интересный варгейм, который играется так, как будто экранизируется средневековая хроника.

В этой игре все зависит от усталости ваших войск, наиболее реалистичное воплощение - и одновременно, изящное. В Комитатусе учитывается таранный удар таких типов войск, как катафракты-рыцари или пехота с длинными копьями. А в дальнейшем рукопашном бою, например, более подготовленные спешенные рыцари могут растащить стену щитов адата буквально на кусочки.

Одним из красивых моментов правил стали поединки вождей (генералов), что придает игре необходимый градус накала - вы можете героической смертью полководца вдохновить павшие духом собственные войска... ан нет, эти трусы все равно разбежались!

Также отлично сделаны перестрелки, уклонения-отскоки и есть даже слоники!



Отрадно, что не требуется множество фигур - большинство отрядов состоят из двух-трех подставок, редко 4-6. Правила очень легко выучиваются и позволяют получить на столе высокореалистичную картину боя. Если бы Саймон написал листы армий.... цены бы не было Комитатусу!

Что касается свежевышедших правил Алессио Каваторе "Deus Vult!", то они вызывают у меня странные и противоречивые чувства. Первое, что бросается в глаза - при том, что FireForge наклепал пластика на отличные баронские войны - в листах армий куцые Крестовые, немного Балтийских и... и все.

Второе, что хочется отметить - это пофигурщина. То есть механика устаревшая и целиком расчитанная, чтобы покупались модельки, но никак не игралось душевней. Каваторе - талантливый компилятор, тут вы встретите и правила на разведку из Т. Гора, и поединки из Комитатуса, и разбивку на дивизии (из Вармастера), возможно, кому-то подобная "среднеарифметическая сумма" и понравится, но лично я считаю, что за 2300р книга должна быть как минимум, гениальной. И, как максимум, содержать расписки и на Альбигонийские крестовые, и на Бувин, и на Льюис, и на Неаполитанско-сицилийские разборки... И поляков с литвинами не забудьте!

Так что "Deus Vult!" вызывает ощущение сырых и недоработанных правил. Подождем!

Amen!

... а нас ждет "великолепная тройка" в финальной части обзора, варгеймы, которые удались на все 100 процентов, от механики до расписок!

Tags: Крестовые походы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments